Скорость лыжника не очень велика, так как силы человека ограничены. Чтобы быстро двигаться по снегу, нужны специальные снегоходы, или их предшественники – аэросани. Обтекаемый корпус аэросаней стоит на лыжах, а снегоходы опираются на лыжи и гусеничную полосу. Аэросани имеют сзади пропеллер. Двигатель аэросаней вращает пропеллер. Поверхность пропеллера близка к винтовой. Скорость вращения пропеллера настолько велика, что воздух сдвигается мало и пропеллер ввинчивается в почти неподвижный воздух. Таким образом, он движет аэросани. В моделях, имеющих гусеничную полосу, называемых снегоходами, движимая мотором гусеничная полоса катится по снегу.
Лыжи снегохода очень широкие. Они в несколько раз шире тех, на которых мы с вами катаемся, да и длины они не малой. То есть площадь лыжи очень большая. Гусеничная полоса тоже имеет большую площадь. Благодаря большой поверхности опоры, все снегоходы очень слабо давят на снег и могут двигаться по свежевыпавшему рыхлому снегу.
Мотор снегоходов, даже четырехцилиндровый, более прост, чем автомобильный, но используются и моторы двухцилиндровые, еще более простые. Сложная автомобильная коробка скоростей заменена более примитивным устройством.
Снегоход должен остаться целым в любых экстремальных ситуациях. В некоторых моделях надежность достигается тем, что упрощено управление. В других легких моделях значение имеет поза водителя: его повороты изменяют направление движения снегохода. В более сложных конструкциях повороты осуществляются передней лыжей или парой лыж. Вместе с тем, в управление для надежности вводится электроника.
Выпускаются снегоходы различных моделей. Лучшие из них, оснащенные мощным мотором, развивают скорость свыше 150 километров в час. Грузовые снегоходы могут брать более двух тонн груза. Некоторые снегоходы имеют мощность более 100 киловатт, или около 150 лошадиных сил. То есть небольшую коробочку снегохода приводит в движение как бы целый табун лошадей. Такая «карета» легко преодолевает любые препятствия. Для поездок на таких санях как нельзя лучше подойдут очки с подогревом. Посмотреть можно здесь.
Очень большая площадь опоры снегохода дает ему возможность двигаться и по воде. Выпускаются снегоходы, у которых основание в виде лодки, которая может двигаться и по воде, и по суше. Для северной тундры, когда земля уже покрыта снегом, но многочисленные озера еще не замерзли, возможность двигаться не только по суше, но и по воде, очень важна.
Починка снегохода в тундре – дело сложное. Поэтому конструкция их делается очень надежной. Для дальних путешествий предусмотрен некоторый комфорт. Снегоходы создают большие возможности для путешествий по северу.